Insta-food: сколько лайков собирает еда?

«Edimus, ut vivamus; nоn vivimus, ut edamus». Так сказал знаменитый греческий философ и медик Гиппократ. Буквально это значит следующее: «Мы едим, чтобы жить, но не живем, чтобы есть». Таким образом, даже в далекие времена еда могла восприниматься людьми как некий культ, ритуал, мания – от этого и предостерегал философ.

Казалось бы, войны и неурожаи позади, эпоха дефицита нам не грозит. Но думать о еде, когда ее нет – одно, а делать ее предметом своих изысканий – совершенно другое. Сегодня люди обращаются к еде уже не как к экзистенциальной, а как к эстетической потребности.

Все мы знаем о натюрмортах. Помним и картину Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем». Вот где обнаруживается культ еды, все удовольствие, которое способно подарить поглощение пищи. Но это был 1918 год. А что же теперь?

Сегодня пища собирает лайки. Как думаешь, сколько на твоей страничке в Instagram соберет сэндвич? Жирный, весь из себя «булочный» и явно идущий не в комплимент твоей фигуре? А сколько лайков у красиво сервированного блюда на широкой тарелке, которая в разы больше еды, на ней лежащей? Может, молекулярная кухня? Или кофе с шикарным рисунком от латте-художника? Рука так и тянется нажать «лайк», когда видишь такое. Как вам «Звездная ночь» Ван Гога от баристы Полины Нотик?

Скриншот из шоу «Я могу» (Первый канал) от 06.11.2017

Итак, пост – еда – Instagram. Что мы чувствуем и делаем? Нам приносят блюдо. Мы не набрасываемся на него, не хватаем вилку-нож и не начинаем запихивать кусок за куском в рот. Мы останавливаем свои естественные импульсы и беремся за телефон, выбираем ракурс, освещение, эффект. Расставляем предметы на столе, создаем интерьер. Блюдо обязательно должно быть девственным, первозданным. Нельзя откуситьи потом снимать. Еда, как пирожок в сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», зовет нас: «Съешь меня! Съешь меня!». Но мы не поддаёмся.

И вот на нашем экране ее величество Еда. Она начинает делать свое дело – собирать владельцу лайки, репосты и всеобщий интерес. Как будто никто никогда не видел настоящей еды. Только после этого пища исполняет когда-то основную, а теперь вроде бы вторичную функцию – удовлетворение голода. Чем не ритуал? Это же еще и регулярно повторяющееся действие: некоторые инстаграмеры буквально не едят то, что еще не успели отдать на суд пользователей, которые тоже будут есть эту пищу, но только глазами…

Сколько же этих insta-food фанатов? Количество постов #еда достигло 7 миллионов! Почти миллион публикаций #едаялюблютебя, #полезнаяеда, #вкуснаяеда… О чем все это? О том, что еда важна, что она аппетитна, что приносит эстетическое удовольствие. О том, что о ней можно и нужно думать. Как и о сексе. Теперь об этом говорят везде и всюду. В English-версии Instagram абсолютным рекордсменом является хештег #foodporn (представь, больше 142 миллионов публикаций!). На какие мысли наводит? Правильно: секс, страсть, влечение, удовольствие. Это в еде важнее. О том, насколько часто человек способен выкладывать еду, нам расскажет другой тег – #fooddiary. День за днем, завтрак за завтраком, обед за обедом и т.д., и т.п. Скучно? Ничуть. Тот же Гиппократ: «Мы есть то, что мы едим».

Таким образом, оказывается, что рассказ о своем рационе, о том, что-где-когда мы едим – история о нас. Это мы так самовыражаемся. То есть фото наших мэйкапа, лука, еды – факты одной природы. Одна цель – заявить миру о себе, сказать, что очень круто быть такой, как я: выглядеть так, есть именно это и т.д. Отсюда бешеная популярность тегов типа #мирдолжензнатьчтояем, #мирдолжензнатьчтоясмотрю, #мирдолжензнатьчтоячитаю, #мирдолжензнатьчемякрашу. С чего мы вообще решили, что миру это интересно? Ну, чувство собственной важности, конечно. А мир нам ничего не такого нам не говорил.

Теперь о другом. Все мы знаем о том, что «красота спасет мир». Кто-то просто слышал, а кто-то прочитал в «Идиоте» Достоевского. Теперь еда мир спасает. Вы знали о том, что есть люди, которые работают над тем, чтобы еда была привлекательной? Есть такая профессия – красиво снимать тарелки. Итак, фуд-фотографы. Это искусство, дамы. Чередование различных текстур (фарфор тарелки-ткань скатерти, хрусталь бокала-рябь деревянного стола). Акценты (яркое на темном, темное на светлом), сюжет, ракурс (под углом или перпендикулярно; на iPhone снимаем сверху:). Идеальный свет – дневной, так что садимся ближе к окну. Все это важно.

Но, если есть еда-красавица, то есть и еда-чудовище. Это нефотогеничная еда. Рагу, некрасивые соусы и другая жижа. Такое фотографировать не стоит.

Теперь мы знаем о еде почти все: зачем фотографируем ее, как называем, как делаем это красиво. Но на вопрос «зачем» есть ответ, находящийся не только внутри нас. Кому выгодно, чтобы еда была сфотографирована? Конечно же, кафе и ресторанам. Внимание, пример из личного опыта. Меня не было в Instagram, пока … Пока я не зашла в один из любимых ресторанов и не заметила предложение, живописно выведенное мелом на доске: «Выложи фото из нашего ресторана в Instagram c #спасибо{название ресторана – прим.автора} за кофе и получи вкусный кофе. Как вам такой подход? Итак, теперь вы точно знаете, в какой день мой аккаунт зажегся в Insta.

Зачем еще фотографируют еду? Реклама, меню. Вы замечали, насколько привлекательны там изображения блюд… Что ж, спасибо food-стилистам. Все сделано для того, чтобы вы сказали: «Еда, я тебя хочу!»

Итак, всем приятно смотреть на изысканную еду. Всем нравится эстетика пищи. И ты наверняка достанешь телефон, чтобы… Подожди. Представь: ты, любимый мужчина и ваш совместный вечерний ужин, плавно переходящий в ночь. И готовила все блюда, которыми уставлен стол, ты. И пусть свет от свечей не тот, пусть ракурс невыгодный, пусть он не выдержал и схватил кусочек с самого края тарелки (а ты так старательно отшлифовывала блюдо!). Пусть все не так, как должно быть на фото в Instagram. Но это не для Insta. Это только для вас… Почаще отвлекайтесь от Instagram и живите.

 

Мария Патрикеева