«Тайна Коко»: после смерти есть смерть

 

Вопрос, есть ли жизнь по ту сторону гроба, занимает умы человечества с того самого момента, как эти умы появились. Как уж тут быть, когда лишь человек из всех живых существ во всем мире осознаёт свою смертность, конечность своего земного бытия. Мультфильм «Тайна Коко» с самого начала отвечает на этот вопрос.

Мексика. Приближается главный праздник годового календаря – День мертвых. Мы в России как часто подобное празднуем? И можем ли мы праздновать смерть? У нас жизнь смертью обрывается, дальше – бездна, с покойником мы прощаемся. Мексиканцы же, напротив, остро ощущают взаимопроникновение земного и загробного мира друг в друга. Они твёрдо знают, что раз в году их почившие родственники придут к ним в гости, в самом прямом смысле этого слова. Они накрывают столы, выкладывают покойникам парадную тропу, чтобы те, не дай Бог, не заплутали. Но, главное, чтобы родственника пропустили на фейс-контроле между мирами, нужно каждый раз ставить его фотографию в ряд ко всем ушедшим предкам. Это знак памяти.

 

Ли Анкрич торжествует

Память в «Тайне Коко» – категория чрезвычайно важная. В нашем сознании, если уж и есть загробная жизнь, то это все-таки конечная точка существования, место вечной оседлости. Но в мире режиссёра Ли Анкрича («Корпорация монстров», «В поисках немо», «История игрушек-1,2, 3») это не так. Смерть есть и после смерти. Жизнь после смерти находится в прямой зависимости от того, помнят ли тебя в мире телесно живых. Забыли поставить твою фотографию на полку? Что ж, тебя нет в guest-list этого года – сиди дома. Может, это была случайность и в следующем году нерадивые родственники там, на планете Земля, исправятся? Может быть. Но, возможно, тебя просто забыли, или ушёл из жизни последний из тех, кто лично знал тебя в земной жизни? Тогда ты обречён на исчезновение даже из мира мертвых и попадёшь туда, откуда уж точно никто никогда не возвращался. Вот такой запутанный мир.

Таким образом, оказывается, что живые несут ответственность за жизнь покойников, хотя формально те уже умерли и вроде бы ни в чем не нуждаются.

Итак, память превращается не в факультативное желание, не в «люблю-не люблю»/«хочу-не хочу» помнить этого человека, а в must-do. Перефразируя знаменитую цитату из «Маленького принца», можно вывести один из главных тезисов этого мультфильма: «Мы в ответе за тех, кого похоронили».

Интересно отметить также, что саундтрек мультфильма «Не забывай» («Remember me») напрямую призывает к памяти. Сначала кажется, что эта песня – посвящение возлюбленной перед долгой, мучительной разлукой. Однако в действительности эта песня написана для маленькой Коко, чьё имя фигурирует в названии шедевра Pixar.

Смотрите, главный герой мультфильма – 12-летний мальчик Мигель. Причём здесь эта бабуля Коко? Так именно она и является носителем памяти. Она помнит о своём отце, фото которого не стоит на семейной стене с изображениями предков. Остальные члены семьи о нем ничего не знают, кроме того, что он музыкант, бросивший семью и ушедший со своей гитарой покорять мир. Так, для Мигеля, который, кстати, мечтает пойти по пути своего предка, никакая информация о прадеде оказывается недоступна, поскольку никто из его сородичей, его не помнит, не знает да и знать не хочет. Таким образом, заранее можно предугадать, что судьба прадеда в загробном мире, мягко говоря, несладкая, ибо память о нем, даже слабое упоминание табуируется в семье, а последний из членов семьи, кто знал его лично и помнит, – старушка, которой, судя по всему, недолго осталось, да и память уже начинает ее подводить. Она лишь периодически бормочет: «Папа, папа, папа…».

Но все ее только успокаивают. Бабуля Коко самоотверженно держит в памяти образ отца, которого она видела в последний раз лишь в раннем детстве… Проскальзывает мысль о том, как важны для детей и мама, и папа, и как сильно и безутешно страдает ребёнок, когда с кем-то из них он пожизненно разлучен.

 

Литературный клубок

Начиная распутывать клубок литературных реминисценций «Тайны Коко», обратимся к теме предательства, измены друга. Эту историю главный герой мультфильма узнает далеко не сразу, даже случайно. Два друга – автор песен и их исполнитель – вместе творили и снискали успех. Один из них – Эрнесто де ла Крус – амбициозный и довольно обаятельный мужчина, готовый положить на алтарь успеха все, добиться признания и сохранить его любыми, даже безнравственными путями. Второй – Гектор – талантливый композитор с тонко чувствующей душой. Для него вопрос «все ради искусства» мучителен и неоднозначен: он любит музыку, но оставленную им на время бесконечных гастролей семью любит больше. И вот он решает вернуться домой, бросив все. Эрнесто против: кем будет он без талантливого друга, песни которого и принесли ему бешеную популярность? Но Гектор непреклонен. Тогда Эрнесто произносит громкий тост о дружбе на прощанье. Более того, он идёт провожать друга на вокзал. Но неожиданно жизнь Гектора обрывается: «друг» подсыпал в его бокал яд и забрал из его чемоданчика все ноты и тексты. Итак, два творческих человека, один из них талантливее другого. Профессиональная ревность, человеческая зависть, тайное отравление…

Где же это было ещё? Конечно, первое, что приходит на ум, и есть верный ответ – эта история Моцарта и Сальери, художественно воплощённая А.С. Пушкиным в «Маленьких трагедиях».

Менее очевидный, но тоже вполне логичный источник вдохновения режиссёра лежит в далеком прошлом. Вспомните, как зовут любимчика главного героя, невзрачную на первый взгляд собачку с оборванным ухом и непомерно длинным языком? Правильно, Данте. Так, так… Что там у нас написал Данте Алигьери? И снова правильно – «Божественную комедию». Речь в поэме XIV века идёт как раз о загробном мире, его устройстве. Этот мир не эфемерен, а детально и графически вполне чётко определен. Главный герой, от лица которого и ведётся повествование, странствует по этому миру в поисках смысла. Герой Данте уже достиг середины жизненного пути и заблудился в «лесу жизни», а Мигель в «Тайне Коко» – ещё совсем ребёнок, но тоже потерявшийся в пространстве жизненных перипетий на пути к своей мечте. В творении Ли Анкрича мир покойников-скелетов крайне предметен: здесь есть и кафе, и концертные площадки, и бассейны, и лифты, и бараки, и представительные дворцы – словом, все, как у нас. Мир мертвых, как и мир живых не чужд греха: и здесь богатые восседают над бедными, и здесь менее талантливые и одаренные занимают верхнюю ступень социальной лестницы… Чем не круги ада?

Смотреть, нельзя пропустить

Смотреть или пропустить? Однозначно – первое. Забудьте вычурные взрослые предрассудки о мультфильмах, где детям – хохотать, а родителям – сидеть-скучать. Это совершенно семейный досуг. Парадоксально, но этот, казалось бы, развлекательный мультфильм научит и вас, и ваших детей восприятию смерти, ухода близких людей. Ведь многие взрослые, твёрдо стоящие на ногах люди штурмуют психологические тренинги, пытаясь обрести правильное отношение к смерти, и совсем не ожидают увидеть ответы в детском (но только на первый взгляд!) мультфильме. Присмотритесь к «Тайне Коко». Невероятно трогательный (критики уже прозвали его «слезовыжималкой») и увлекательный музыкальный дар от кудесников Pixar.

Мария Патрикеева