История основателя Zara

В этой статье мы расскажем про человека, которому удалось самостоятельно создать собственную модную империю с нуля, начав свой путь с небольшого родного провинциального испанского городка и расширив свой бизнес до масштаба большей части земного шара.

Амансио Ортега — модельер, основатель и президент компании Industria de Diseno Textil Sociedad Anonima. В 2016 году знаменитый испанец возглавил рейтинг богатейших людей мира по версии журнала Forbes. На сегодняшний день состояние Ортега оценивают в $78 млрд. К слову, у Билла Гейтса, одного из создателей Windows, который многие годы сохранял лидерство в списке, оказалось на $100 млн меньше. Под своим крылом, Амансио Ортега объединил такие бренды, как Zara, Massimo Dutti, Pull & Bear, Stradivarius, Bershka, Oysho, Uterque и Lefties, популярные и любимые во всем мире.

Амансио Ортега, младший из четырёх детей, родился в городке Бусдонго на севере Испании в 1936 году. Семья Ортега была очень бедной, отец будущего бизнесмена работал железнодорожником, а мать была горничной в богатом доме. «Жалованье моего отца составляло 300 песет (менее €2 на сегодняшний момент). Не говорите, что по тем временам это было не так плохо. В семье было трое детей: старший Антони, Пепита, единственная девочка, и я, малыш. И этого жалованья никогда не хватало, чтобы протянуть до конца месяца», вспоминает Ортега в разговоре со своей близкой подругой и автором его биографии «Феномен Zara», Ковадонге О’Ши.

Когда Амансио был совсем маленьким, его семья переехала в Ла-Корунью, провинциальный городок на северо-западе Испании. Дом Ортеги примыкал прямо к железной дороге и, помимо прочего, служил будкой для работников путей. Скорее всего, будущий бизнесмен продолжил бы дело отца, если бы не один случай, который полностью перевернул мировоззрение 12-летнего Амансио Ортега:

«Я помню, как однажды днём после школы я пошёл с матерью за едой. Я был совсем маленьким, и она встречала меня у школы. Поэтому очень часто я вместе с ней ходил за покупками. Магазин, в который мы пришли, был одним из тех больших продовольственных магазинов с таким высоким прилавком, настолько высоким, что на самом деле я не видел, кто разговаривал с матерью, но слышал мужской голос, который произнёс то, что я пронёс в себе сквозь время и никогда не забываю: „Джозефа, мне очень жаль, но я больше не могу продавать тебе товары в долг“. Я был в шоке. Мне было всего 12».

Как пишет сама О’Ши, у Ортеги с самого детства было очень сильно развито чувство гордости и после пережитого унижения, он больше не смог продолжать учиться в школе и вместо этого начал помогать семье. Подростоком, Анасио Ортега устроился на работу в местном ателье Gala, в должности помощника продавца. «Я мыл, упаковывал-распаковывал и общался с покупателями, когда было много народу. Кажется, наши клиенты говорили обо мне боссу, потому что заметили, что с того момента, как я только туда пришел, я относился к работе очень серьезно и с полной ответственностью», — вспоминает Ортега. Удивительно, но это ателье существует по сей день и, кажется, совсем не изменилось с тех пор: здесь продают все те же клетчатые рубашки, шапки для рыбаков и шерстяные кардиганы. Нынешний хозяин лавки (сын того самого работника) сокрушается: «Никто больше не приходит сюда за покупками – все только хотят узнать что-нибудь об Амансио». Работа, которой занимался Ортега в ателье, сформировала его отношение к созданию одежды. Он начал воспринимать ее как к деятельность, направленную на что-то большее, чем просто генерирование прибыли. «Я храню, как сокровище, первый контракт от Gala», — говорил он. Поработав в Gala год, Ортега устроился ассистентом в магазин более высокого класса — La Maja, где в это время работали его старшие брат и сестра. Его быстро повысили до менеджера, а на его место пришла 16-летняя Розалия Мера Гойенчена, на которой он женился спустя два года. Получив достаточно опыта, Амансио уволился, и к 17 годам, в 1963 году, основал свою первую компанию — GOA Confessoines (инициалы Ортеги задом наперед). Стартовый капитал составил 2,5 тыс. песет (меньше €20 на сегодняшний день). Однако небольшая мастерская, в которой шили женские стеганые халаты, быстро развивалась, а халаты были настолько популярны, что их просто разлетались с прилавков. Как пояснял Бланко в своей книге, в Галиции в связи с небольшим выбором работы тысячи мужчин работали в море, тогда как их жены сидели дома. «За небольшую плату они очень хорошо шили», — рассказывал ему Ортега. Он начал организовывать тысячи женщин в швейные кооперативы. Как вспоминает одна из участниц кооператива: «Мы хорошо знали Амансио. Он был очень близок к рабочим».

Целью Ортеги было расширить производство и реинвестируя большую часть зарабатываемых денег, Амансио удалось это осуществить. За десять лет работы Ортега наладил связи с каталонскими текстильщиками, которые продавали ему ткани по базовой цене, без накрутки посредников, увеличил производственную силу и завоевал доверие огромного количества клиентов. В начале 1970-х годов он занялся распространением и нанял команду дизайнеров, а в 1975 году открыл в центре Ла-Коруньи свой первый розничный магазин. Он хотел назвать его Zorba, в честь персонажа фильма «Грек Зорба», которого сыграл Энтони Куинн, но получить права на использование имени персонажа не удалось. Магазин получил название Zara. Это основной и самый узнаваемый актив группы Inditex — была создана в 1985 году на базе GOA и на сегодня является крупнейшей группой компаний в индустрии моды. Успех предприятию принесла стратегия, противоречащая большинству принципов, на котором сегодня основывается рынок производства других предприятий. Zara работает без посредников и агентов. В отличие от многих поставщиков одежды, использующих аутсорсинг, изготавливает свою одежду по большей части самостоятельно. Компания сама занимается закупкой материалов, дизайном, хранением, распространением и логистикой. «Наша бизнес-формула построена на очень маленькой накрутке. Мы предпочитаем заработать меньше на каждой вещи, но продать их намного больше», — объяснял Ортега.

Главное — скорость: на выпуск новой модели, включая дизайн, производство и доставку в магазины, заложено не более двух недель. В Zara работают свыше сотни дизайнеров. Другим компаниям сложно поспевать за работой в таком режиме: только на разработку дизайна порой уходят месяцы, появление новых коллекций на полках

возможно два-три раза в год. Для розничных продавцов установлены жесткие графики размещения заказов и получения продукции, на доставку в магазины должно уходить не больше 48 часов. Тогда как другие магазины одежды клиенты посещают в среднем четыре раза в год, в магазинах Inditex они бывают почти 17 раз в год. Zara фактически стала синонимом используемого ретейлерами понятия «быстрая мода».

«Испанцы перевернули насчитывающий сотню лет двухсезонный цикл в индустрии моды, — говорит редактор лондонского журнала о моде Tank Масуд Голсорхи, которого цитирует New York Times. — Теперь примерно половина компаний сегмента высокой моды, например Prada и Louis Vuitton, выпускают от четырех до шести коллекций в год. Именно из-за Zara».

Сегодня сеть Zara насчитывает свыше 2,1 тыс. магазинов в 88 странах мира. В России — 91 магазин Zara. Это один из ключевых для Inditex рынков. Даже в кризис 2014–2015 годов в стране появилось несколько новых магазинов Zara. По итогам 2015 года Россия стала для Inditex третьим рынком по числу магазинов (после Испании и Китая).

Время, пока Ортега находился в должности главы компании (он покинул ее в 2011 году в возрасте 75 лет), он предпочитал контролировать все происходящие в ней процессы самостоятельно. Праздники, включая Новый год и дни своего рождения, он проводил на работе. «Если я хочу, чтобы все продолжало функционировать, я должен стоять на своем посту, как обычно», — рассказал он О’Ши. Больше всего, вспоминал он, ему нравилось проводить время в дизайнерском отделе — комнате, заваленной чертежами и разнообразной одеждой, в том числе известных брендов. «Мы должны черпать вдохновение в том, что нравится и что люди ищут на международном рынке! Здесь мы изучаем предметы одежды, разбираем их, рисуем эскизы, собираем снова, адаптируем к нашему собственному стилю, выпускаем и отправляем в рынок», — объяснял О’Ши Ортега. Интересно, что у него, при всей занятости и успеха в работе, не было собственного офиса. «Моя работа — это не бумажная работа, а работа на фабрике», — объяснял бизнесмен.

До 1999 года единственной фотографией с его изображением была фотография на удостоверение личности. «Я пытаюсь жить тихо, быть простым человеком, чтобы иметь возможность пойти туда, куда я хочу, выпить кофе на веранде на площади Мариа-Пита, самом традиционном месте в Ла-Корунье, или прогуляться с коктейлем по улице, где никто не знает, кто я», — говорит он.

 

 

Виктория Давыдова