Екатерина Шаляпина: «Уже в шесть лет я знала, что стану балериной!»
С 28 июня по 28 августа в Москве, в Российском академическом молодежном театре, проходят «Летние балетные сезоны». На сцене — шедевры балетной классики: «Жизель» и «Дон Кихот», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта» и другие спектакли. Мы поговорили с солисткой театра «Русский классический балет» Екатериной Шаляпиной.
— Многих девочек в наше время родители «отдают на танцы». В каком возрасте это произошло с Вами? И мечтали ли Вы уже тогда стать настоящей балериной?
— Меня на танцы отвела бабушка в очень раннем возрасте — наверное, годика в три. Конечно, тогда я еще ничего не понимала! Более сознательная мечта появилась, наверное, лет в шесть. Я стала говорить родителям, что хочу танцевать, хочу быть балериной в «пачке»… Все это было детской мечтой, и родители вначале не очень серьезно реагировали. Но когда я стала взрослеть, то постоянно им говорила, что мечтаю стать балериной, — и они уже поняли, что это серьезно.
— И в хореографическое училище в Улан-Удэ они уже Вас отпустили без сомнений?
— Да, в это время уже не было сомнений, куда именно поступать и что будет с ребенком… Было уже понятно: я буду балериной!
— Вы выросли в Забайкалье, танцевали в Бурятском театре, а после получения премии на конкурсе «Арабеск» в Перми переехали в Москву. Легко ли было адаптироваться в столице?
— Немножко сложновато, конечно… И город большой, и все в нем другое… Но я постаралась быстро адаптироваться, к тому же рядом были хорошие учителя и просто хорошие люди, которые мне очень помогли.
— Кого Вы могли бы назвать из педагогов, поддержавших Вас?
— Моим педагогом на протяжении уже очень многих лет (наверное, почти с момента моего приезда в Москву) является Ирина Лазарева, заслуженная артистка России, педагог-репетитор Большого театра. Кажется, мы с ней познакомились в 2003 году. С тех пор мы сотрудничаем, работаем, она всегда рядом со мной, во всем мне помогает и поддерживает меня. В Москве это именно тот человек, которому я доверяю.
И, конечно, педагоги, которые работают у нас в театре. Со мной репетируют Андрей Шалин и Евгения Новикова. Они тоже очень мне помогают — особенно на гастролях, ведь наш театр много ездит.
— У вас очень обширный репертуар. А какие партии у вас самые любимые?
— Джульетта — это моя любимая партия! Это такая юношеская история любви, которую переживаешь снова и снова, и я вспоминаю мою первую любовь… Это настоящий драматический спектакль, в котором нужно использовать не только балетные, но и актерские данные.
Также очень люблю балеты Чайковского — «Спящую красавицу» и «Щелкунчик».
— Как Вам удается поддерживать форму? Приходится ли ограничивать себя в питании?
— Когда очень много работы, когда спектакли идут один за другим, то не есть просто невозможно! Ты много работаешь, и организм просит восполнения. И я питаюсь хорошо — в принципе, ни в чем себе не отказываю. Но, естественно, я не ем перед спектаклем, потому что, если поесть за час до спектакля, ты не сможешь двигаться, прыгать. Это будет тяжело и тебе, и партнеру.
Ну а в отпуске я все равно периодически занимаюсь, поддерживаю форму, растягиваюсь. Когда чувствую, что немножко набираю вес, то начинаю себя ограничивать…
— Насколько строг Ваш режим дня? И насколько сложно переносить частые авиаперелеты?
— Перелеты, конечно, бывают сложными, но все зависит от их длины. Если это два-три часа, то после этого нужно, допустим, сразу поехать на классы, порепетировать, то это не так сложно. А если перелет длинный — например, до Австралии мы добирались почти сутки, — то, конечно, потом нужны еще одни сутки, чтобы прийти в себя. Сразу невозможно выйти на сцену, нужно адаптироваться и только через день уже начинать заниматься. Главное при смене режима — иметь запас времени на восстановление…
— Многие костюмы балерин — настоящие произведения искусства! Расскажите, пожалуйста, о Ваших любимых костюмах и их авторах.
— Я бы хотела рассказать об одном костюме, из первого акта «Ромео и Джульетты». Это хитон красного цвета, в котором я танцую на балу. Его мы придумывали очень долго с одним костюмером. К сожалению, ее сейчас уже нет в живых… Мы над этим костюмом очень долго работали, совместно придумывали рисунок, и я думаю, что второго такого костюма, наверное, больше нигде нет.
И, конечно, «пачки», которые шились для «Спящей красавицы»: я тоже принимала в этом участие, подыскивала рисунки… Каждая балерина, конечно, хочет выглядеть индивидуально! Чтобы у нее были красивые костюмы, красивые головные уборы — и при этом не такие, как у других исполнительниц.
— А быстрые переодевания случаются во время спектаклей?
— Конечно! Например, в «Ромео и Джульетте» у меня огромное количество переодеваний, особенно в первом акте. Наш костюмер все время волнуется и переживает, потому что это и для него довольно тяжело: нужно делать переодевания очень быстро. И в спектакле «Щелкунчик» у меня в конце есть тоже два быстрых переодевания. Ну… справляемся!
— В некоторых постановках «Щелкунчика» в конце второго акта, когда снова появляется Маша, её партию исполняет дублерша…
— У нас нет никаких дублеров, мы сами переодеваемся и выходим. Так же как и в «Ромео и Джульетте»: мы быстро переодеваемся, я поднимаюсь на балкон и выхожу … Все по-настоящему!
Беседовала Юлия Дмитрюкова