«Довлатов»: зачем смотреть?

«Довлатов»: зачем смотреть?

На ежегодном Берлинском кинофестивале фильм Алексея Германа-младшего «Довлатов» получил сразу две награды. В российском прокате фильм был доступен только четыре дня – с 1 по 4 марта. Cetre успел познакомиться с кинолентой. Расскажем, почему она достойна внимания.

 

О чём фильм?

Картина Германа-младшего не является полностью биографической. Её можно назвать отчасти импровизацией и авторским переложением периода жизни писателя. Но при этом режиссёр точно и аккуратно отталкивался от реальных событий. Вся картина – это одна ноябрьская неделя в Ленинграде 1971 года. За 7 дней Довлатов испытывает слишком много трудностей: он сталкивается с препятствиями в создании репортажа для одной из газет, редакторы литературного журнала отказываются печатать работы писателя, а между тем его семья на грани распада, и сводить концы с концами становится всё сложнее. Но ситуация не безнадёжна, положение можно спасти, перешагнув через журналистские и моральные принципы – опубликовать смогут не то, что написано «искренне и всерьёз», а то, что нужно и выгодно для редакции. А ещё можно купить дочке дорогую красивую куклу и постараться вернуть тепло в семью. Довлатов вынужден искать выход. Интеллигенция 70-х – круг друзей писателя – передаёт атмосферу борьбы с «застоем». Серж (именно так называет его Иосиф Бродский) жаждет помощи от близких. Он, как и многие диссиденты, не доволен обществом, но позже, разочаровавшись в жизни, понимает, что ад – это вовсе не общество, «ад – это мы сами».

«Довлатов» не чисто отечественная картина, как можно подумать, исходя из сюжета. Съёмки проходили также в Сербии и Польше, а самого писателя сыграл тоже не российский актёр: Герман-младший посчитал, что для этой роли подходит серб Милон Марич. Он как бы стал чужим среди своих, как сам Довлатов себя и ощущал в советском обществе. В фильме также снялись Данила Козловский, Артур Бесчастный, Елена Лядова, Светлана Ходченкова и другие.

Кто такой Довлатов?

Сергей Довлатов – советский и американский журналист и писатель. Он родился в Уфе, но позднее, после переезда в Ленинград, Сергей поступил в ЛГУ на филфак. Это было поворотное событие в его жизни, потому что именно здесь он познакомился с кругом известных литературных деятелей. Значимой была его встреча с Иосифом Бродским, с которым их связывали особые отношения. Бродский сильно повлиял на Довлатова как писателя. Между тем с филфака Довлатова отчислили спустя 2 года обучения – за неуспеваемость. Отслужив 3 года во внутренних войсках, он снова вернулся в ЛГУ, но теперь уже на факультет журналистики. Молодой Сергей (в этот период жизни ему было около 35 лет) активно писал прозу, но советская идеология не принимала взглядов Довлатова. Поэтому неудивительно, что вся литературно-журналистская жизнь публициста была борьбой за право высказаться. В СССР эта борьба не могла закончиться хэппи-эндом: сначала Довлатова исключили из государственного Союза журналистов, а затем началась откровенная травля писателя. В конце 70-х он, как и многие советские писатели, вынужден был уехать туда, где ему дадут не просто работать, но и жить, – в США. Признание пришло к Довлатову как раз-таки в Штатах: там он издал более 10 книг, продолжал карьеру в американских СМИ, и стал по-настоящему известным. Довлатов умер в 48 лет в 1990 г. от сердечной недостаточности. В России довлатовскую прозу напечатали только спустя 20 лет после смерти писателя.

 

Что говорят критики?

«Довлатова» покажут за рубежом, причём сразу в 30 странах, это редкость для российского кинематографа. За короткое время проката картина уже стала самой кассовой в карьере режиссёра и не перестаёт получать массу комментариев и откликов. Критики на Берлинале киноленту встретили с овациями, отсюда и сразу две награды фестиваля: приз за выдающиеся достижения в области киноискусства получила художник-постановщик Елена Окопная, а сам фильм отмечен жюри из независимой газеты Berliner Morgenpost.

В России же мнения экспертов разошлись. Ряд актёров, журналистов, художественных деятелей присоединился к флэшмобу «Выходные с Довлатовым». Цитируя строки писателя, они приглашают зрителей успеть на киноленту. А вот, например, Станислав Говорухин, народный артист России, в фильме разочаровался и подчеркнул, что авторам «не хватило умения передать образ Довлатова», а критика советской власти, которая красной нитью проходит через весь фильм, по его мнению, уже надоела. Популярность картины у иностранного зрителя Говорухин объясняет так: «Для них ведь чем хуже о нас, тем лучше».

Как бы то ни было, кинокритики сошлись в одном: внимание приковывает эпоха, а точнее её трансляция в фильме – правдоподобная и очень близкая к действительности.

 

Олеся Кондрушина