Тайм-менеджмент для счастья

Вопрос грамотного тайм-менеджмента в настоящее время очень актуален. Считается, что современной успешной женщине нужно иметь престижную работу, счастливый брак, умных детей и быть в хорошей форме. Но можно ли успеть всё и сразу: получать много денег, не ссориться с мужем, проводить с детьми должное количество времени и иметь время на себя? Давайте разберемся с этим вопросом.

 

 Начнем с того, что в сутках 24 часа, из которых, за вычетом нормального семичасового сна, у нас остается 17 часов, которые мы можем использовать на реализацию запланированных дел. У нас есть определенные обязанности – приготовить завтрак для своей семьи, собраться на работу, некоторым нужно еще и собрать детей в садик/школу, отработать восемь часов, прийти домой, приготовить ужин, помочь детям с домашними заданиями и т.д. Это довольно выматывающие обязанности и зачастую мы их совсем не хотим выполнять. Но кроме обязанностей, у нас есть ещё и мечты, которые мы когда-нибудь хотим реализовать, например, написать книгу или нарисовать картину, сменить свою высокооплачиваемую, но нелюбимую работу и заняться тем, что по-настоящему нравится, бросить все и отправиться путешествовать по миру, чтобы увидеть те места, которые видели по телевизору. И вот на этом стыке обязанностей и наших желаний, которые идут с нами из детства или подросткового возраста, встаёт вопрос тайм-менеджмента. То есть такой организации своего времени, при которой можно всё успеть. Тема, по правде говоря, изъезженная. Есть огромное количество книг и тренингов по тайм-менеджменту, но большая их часть учит именно тому, как успеть выполнить все свои функции: накормить, убрать, прозвонить клиентов, вовремя подготовить отчет и тому подобное. «Нужно вести ежедневник…», «Используйте стикеры…», «Мы эффективно тратим только 20% своего рабочего времени…», — такие фразы можно услышать на курсах по тайм-менеджменту. Но после того, как ты распланируешь весь свой день, ты смотришь в ежедневник и думаешь: «А как же я? Где тут время на меня? Когда я смогу наконец-то заняться тем, что хочется именно мне?» Ведь нельзя вписать в ежедневник «19:30-20:00 – общение с мужем» или «11:20-13:00 – рисую картину» Но что, если в это время тебе совсем не захочется общаться или творить?

 

Существует иная система тайм-менеджмента, ориентированного на реализацию своей собственной миссии в этой жизни. Корни этой системы мы можем найти в трудах психолога Абрама Маслоу. За время своей научной карьеры он создал общеизвестную пирамиду потребностей, на самом верхнем уровне которой располагаются две потребности: потребность в самоуважении и потребность в самоактуализации. Что это такое? Самоуважение – это уверенность в своих силах справиться с жизненными трудностями, независимость от чужого мнения, чувство собственного профессионализма, компетентности. Если у человека негативное самовосприятие, то он будет испытывать чувство пустоты, собственной слабости, будет зависеть от других людей и постоянно сравнивать себя с другими, убеждаясь в собственном несовершенстве. Самоактуализация – это желание человека стать тем, кем он может стать. Как говорил сам Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в миру с самими собой. Люди должны быть теми, кем они могут быть».

  1. Выделим главное

Вам следует найти в своем плотном графике 30 минут (30 минут из 17 часов бодрствования), которые вы можете потратить на саму себя, не отвлекаясь ни на что. Когда день распланирован по минутам и каждую минуту вы что-то делаете для других, это будет сложно, но для изменения своей жизни нужно начать именно с этого. Берём блокнот, ручку и отвечаем на несколько вопросов (которые могут показаться смешными, но на самом деле они очень важные): «Для чего я появилась в этом мире? Какова моя миссия?», «Чем я могу помочь человечеству?» или «Как я хочу остаться в памяти человечества после смерти?» и «Что я умею делать лучше других людей? Чем я отличаюсь?» Это не школьный экзамен, тут нет правильных ответов. Записывайте все мысли, которые приходят вам в голову. И, что важно, не думайте, какой комментарий вам сказала бы мама/подруга/муж/руководитель или еще кто-то, чье мнение вам важно, если бы он прочитал написанное вами.

  1. Главное внимание – главным вещам

Известный американский бизнес-консультант Стивен Кови написал прекрасную книгу, которая называется «Главное внимание – главным вещам. Жить, любить, учиться, оставить наследие». Кови показал новый подход к управлению временем, в котором основными характеристиками являются часы — то, сколько у нас еще есть времени от всей длины своей жизни и компас – наши ориентиры, то, что нам действительно важно. Если мы осознали свою миссию в этом мире, то мы определили, куда должен показывать наш компас, куда нам нужно идти.

 

 

  1. Распределяем свое время

Итак, мы осознали, что нам важно. Теперь посмотрим, чем мы занимаемся сейчас и куда, в основном, уходит наше время. Вы действительно можете все это подсчитать: сколько тратите времени на рутинные дела (ответы на письма, пустые звонки), сколько — на домашние дела (готовка, уборка, стирка), сколько – на решение срочных дел (походы к врачам с острой болью. У человека, который занимается профилактикой проблем, никогда не появятся мысли из серии «Почему в сутках только 24 часа?» и «Верчусь как белка в колесе, и никогда не остается времени для себя». Что теперь нам с этим делать: менять свои приоритеты. Если вам хочется именно сейчас вместо несрочных и неважных дел подойти к мужу, поцеловать его и поваляться в кровати, чтобы поболтать о каких-то пустяках – сделайте это. Что будет, если вы ответите на письмо клиента завтра, а не сейчас? Если вам вместо того, чтобы мыть посуду в раковине хочется именно сейчас поиграть со своим ребенком – сделайте это. Посуда никуда не денется. Так вы будете жить и чувствовать любовь внутри своей семьи. Но это простые примеры. Как правило, наша Великая цель жизни не может исполниться сиюминутно, на нее нужно потратить время. Она кажется такой большой, страшной и недостижимой, что поначалу хочется просто отказаться от нее. Но это приведет в итоге только к жалости к себе и самобичеванию.

  1. «Чтобы съесть слона, нужно разрезать его на кусочки»

Чувство прокрастинации знакомо, я думаю, каждому: паника, незнание с какой стороны подступиться к большому и важному делу, нервы… и переключение внимания на более простые и приятные занятия. Но что нас больше всего вгоняет в ступор? Неведение. Когда мы сталкиваемся с новой для себя задачей, и у нас нет разработанного алгоритма действий по ее решению – это может пугать. Поэтому мы откладываем это страшное и непонятное дело (если говорить образно — «огромного слона») на потом. Невролог Джуди Уллис выделила несколько способов борьбы с прокрастинацией: во-первых нужно «разделить слона на кусочки», т.е. разбить большое дело на несколько маленьких задач. Во-вторых, приучить себя тратить хотя бы полчаса в день на выполнение этого задания, а для того, чтобы это сделать, нужно ни на что не отвлекаться и избавиться от внешних раздражителей. В этом деле очень хорошо помогают наушники и любимая музыка. Британский ученый Майкл Булл из университета Сассекса пришел к выводу, что прослушивание музыки является своего рода щитом, аурой или коконом, который ограждает человека от окружающего мира и позволяет сохранить свое личное пространство. В-третьих, трезво оценивайте свои силы: вы не можете во всем и всегда быть идеальны, но можете сделать дело настолько хорошо, насколько это у вас получится.

 

      5. Начинаем действовать

 

Итак, у нас есть обозначенная нами цель, у нас есть план, осталось начать действовать. Наша мотивация похожа на что-то вроде волны. Когда мы находимся на пике мотивации, то садимся на диету, учимся чему-то новому, действуем одним словом. Но через некоторое время мотивация идёт на спад и нужно именно в этот период собраться с силами, заручиться поддержкой друзей и продолжать работать в заданном направлении. Тут как раз очень поможет привычка уделять определенное время в своем дневном расписании выполнению хотя бы одной задачи из своего плана. При этом нельзя забывать, что нужно уделять время и на собственную релаксацию. Это может быть всё, что угодно: сон, любование приятными мелочами, общение с друзьями – главное, чтобы вы  чувствовали себя отдохнувшей и полной сил для новых свершений.

 

Алена Хотьковская